Квадропутешествие по старой Бабиновской дороге

Бабиновский тракт-дорога построенная в 1597 году для соединения России с Зауральем и Сибирью по указу царя, нанятыми для этого крестьянами под руководством Артемия Бабинова, который по преданию тайком разведал путь у местных аборигенов.В течении двух лет были расширены просеки, выложены гати в местах болот.Бабинов за заслуги был назначен главным смотрителем дороги, получил от царя земли и был освобожден пожизненно от налогов.Всего длинна дороги того времени более 300 км.Дорога заменила единственный в то время водный путь в Сибирь, разведанный Ермаком за 20 лет до этого.Использование дороги по указу царя было обязательным, ослушавшиеся и использовавшие другие пути ловились и жестоко наказывались…
Старт состоялся в д.Павда Свердловской области.
Деревня во времена Артемия Бабинова являлась одним из ключевых населенных пунктов сибирского тракта.
План был примерно таким:  пройти по тракту от Павды до Косьвы и попробовать пройти непроходимый никем участок в 10 километров от ур.Кырья до п. Растесс.Наша команда сосоящая из ребят гг.Чебоксары, Полевской и Екатеринбург разместилась на павдинской базе "Таежная рось". Нам выделили домик и накормили ужином, потом был костер, баня и шашлык с компотом.Все цивилизованно угомонились и на утро начались 3-х часовые сборы…собирались очень тщательно, один фиг забыли мало того что камеру го-про, но и СОЛЬ)))))
Наконец все на конях

бабиновская дорога
Начиналось все отличной погодой-солнце и тепло!
Бабиновская дорога от д.Павда на протяжении 15 км представляет собой грунтовку отсыпную которая используется
бабиновская дорога

По ней мы валили довольно резво глотая пыль и ямы с лужами, И вот подошли к тому месту где новая дорога уходит правее, а исторический тракт идет прямо в еле заметную щель в густом лесу шириной в легковую машину…ну что ж едем туда…(автомобилистам не советую)

немного пилим и вполне сносно продвигаемся…
бабиновская дорога
дорога, вернее просвет в лесу, то становится широким и тогда весело на душе то превращается просто в заболоченные низины с кривыми деревьями, где проезд только квадру по ширине…к слову сказать мы старались ехать по пунктиру генштаба обозначенному словами " соликамская дорога", проезды в заболоченной низине реки Кырьи между кочкарником и кривыми деревцами шириной в квадр, трава в рост человека…
временами первый квадр проваливался кудато…намека на то что здесь когда то был "тракт" и в помине нет. Форсировались ручейки и речки всегда сильно заболоченные и отдельное спасибо бобрам, бревна и пеньки в траве которая в рост человека- это тот еще сюрприз!..не зря видно говорят "убил бобра-помог туристу"…кому как)))
бабиновская дорога
направление местами очень неплохо просматривалось, понизу болото двигающийся ковер
бабиновская дорога
во время преодоления очередного заросшего брода вовремя заметили открутившийся и потерявший гайка болт на переднем редукторе…быстро устранили и пошли дальше (гайки и болты ооочень советуем всем иметь в зипе)
Бабиновский тракт
таким образом мы прошли ок. 30 км и остановились ночевать в ур. Кырья , готовясь завтра к проходу непроходимого участка.
def7f86s-960
Разбили лагерь после первого дня в ур. Кырья, встретили двух рыбаков которые были очень удивлены, встретить людей в таких местах редкость
На следующий день намечались самые сложный непроходимый участок-или 3 варианта его обхода.
Первая попытка - историческое направление самого тракта непроходимо, сначала завалы, а потом вообще старый выруб, где ногами то очень сложно идти не то что на технике.
Прошли 200 метров пилили и пилили и в конце уперлись в стену леса, стало понятно что дороги тут нет а пилить лес неделю в планы не входило.
dc0ff86s-960
Первый объезд вообще не существовал-сплошная стена леса на старом вырубе, пришлось разворачиваться в зарослях
бабиновская дорога
Второй объезд  по левому берегу Кырьи вообще не существовал, ни намека на щель в лесу куда можно "просочиться" квадроциклу -сплошная стена леса на старом вырубе. Для тех кто не в курсе-старый выруб это место лесоразработки 20-30 летней давности изрытый старыми колеями, остатками огромных пней и все это поросло 10 метровым лесом сплошной стеной, как на верхней фото-справа и слева заросший выруб, посередине-старый "волок" по которому мы"ехали", в таких местах человек-то протискивается с трудом между деревцами…и так на протяжении многих гектаров, лес тогда валили по-серьезному, вот его сейчас почти и не осталось. Такие выруба напрочь уничтожают все старые дороги.

Третий объезд сначала начался старым волоком (просека по которой вытаскивали лес с вырубов не зарастает так как все перепахано, волок шел по руслу ручья и вот после несколько километров он просто закончился, ехать по заросшему руслу ручья стало просто невозможно…

бабиновская дорога

В итоге сделаны выводы :
Участок 1 - по правому берегу Кырьи, историческая бабиновка, представляет собой старые захламленные вырубы, поросшие 5-15 метровыми деревьями стеной, колеи корневища и прочее…по нашему мнению авто-квадротехникой непроходимы 100%
Участок 2 - вдоль левого берега Кырьи, предполагался как обход- не существует-вырубы, болота, камни.
Участок 3 - предполагался как обход, обхода -начинался как старая заросшая колея, по руслу ручья, по старому вырубу по которой вытаскивали когда то лес, закончилась заросшим оврагом-непроходима 100%.
И главный вывод для истории и последователей : Бабиновского тракта, как цельной дороги или видимого прохода в тайге больше не существует! годы и люди сделали свое дело…

Получив для себя ответ на вопрос о возможности первопрохода по исторической Бабиновке и успокоившись, мы продолжили путешествие уже не в ритме "экспедиция!рви!ломись!первопроходи!", а в ритме спокойном и размеренном.
И во второй половине дня мы встали на дорогу от ур. Кырья которая большой петлей потом выходит снова на р.Кырья и Бабиновский тракт до заброшенной деревни Растесс. Дорога очень плохого качества, с большой колеёй.
Случилась небольшая поломка-появился свист, скрежет -оказалось выкрутился нижний болт кулака, гайка потеряна, крышка болта проточила желоб а диске, хорошо быстро замечено иначе бы распилило диск вдоль!  Возите с собой гайки и болты! Поломка устранена за 5 минут, заодно совмещено с обедом. Едем дальше, начинаются красоты Уральских перевалов

 бабиновская дорога
Таким образом после 50 километрового объезда, мы снова пересекли Кырью вброд, уже в знаменитом растворившемся в тайге поселке Растесс
Отдельно по Растессу. История : во времена Бабинова-это один из ключевых перекладных пунктов на тракте, здесь останавливались купцы на отдых по пути в Сибирь и обратно, Кстати на окраине поселка имеется захоронение с могильными плитами. На одной массивной чугунной плите значится, что в 1901 году здесь похоронены дети одного из купцов Сибирякова, по некоторым данным этот купец с семьей по пути из Азии в европейскую часть был остановлен в Растессе и содержался вместе с семьей на карантине по оспе, в итоге трое детей умерли от болезни, остальные после карантина двинулись далее. Потом судя по всему тела были семьей перевезены на родину.Очень грустная история. Кто-то говорит о раскопках этих могил черными копателями, но в это мало вериться , так как никто в России в детские могилы драгоценностей не клал, а значит искать там особо нечего.
Больше кроме этих захоронений в Растессе смотреть нечего. Поле покрытое в рост человека крапивой и с огромными кочками внизу, по нему ногами идти очень сложно, на квадре и то сложно ехать. Место специального посещения не заслуживает, только как точка маршрута.
Переночевав на окраине деревни, с утра снова встали на исторический Бабиновский тракт в сторону р.Косьва, он идет довольно четко хоть и используется очень редко, может раз в год кто-нибудь проедет а может и реже.
Первые несколько километров достаточно сложные для движения - это болота, истоки ручьев и речек. Мы толкали квадроциклы и лебедились.
Едем дальше, разбортовываемся, перегреваемся, на каждой вынужденной остановке в болоте, полчища комаров радуются неожиданному пиру и мстят за взорванное жилище… покормим их и едем дальше. В итоге болота сменились на красивейшие места, хребты, перевалы, под колесами твердый камень, открылись просторы и ветер сдул комарьё.Жизнь налаживается!

бабиновская дорога

проезжаем броды с разрушенными мостами и домами у мостов (мостовых смотрителей), незабываем поплескаться и помыть радиаторы, забитые болотной тиной наглухо.
А ведь на улице давит под +30 !

c6fff86s-960 10fff86s-960 44fff86s-960

По таким красивейшим и диким местам при солнечной и сухой погоде мы долетели до нежилой деревни Верхняя Косьва и броду через р. Косьва. Мы опасались большой воды в реке , так как предстоит пройти брод 150 метров шириной, и даже при нашей малой воде чуть выше колена загруженный квадроцикл сносит течением.

косьва

Думаю при высоте воды в 0,7 - 1 метр брод квадроциклами  непроходим! Легко смоет и перевернет на камнях.

косьва

Пересекли реку, кто-то повисел на подводных камнях, но в целом благополучно. Помыли радиаторы, пообедали, кто-то даже искупался. На градуснике +30 гр…лето!
Едем дальше по красивейшим местам слева горы справа река к заброшенному поселку золотодобытчиков Тыпыл, дорога отличная проезжая для Нивы и Уаза, по ней пермяки ездят на Косьву рыбачить.Везде полно стоянок рыбацких, но ни одной души не встретили.

Брод через р.Тыпыл и далее р.Тылай красивые и с водой нам повезло, бывает там плавают даже "шишиги",таким образом по каменистым дорожкам иногда даже пересекая небольшие курумы вдоль гор и рек мимо знака Европа-Азия доехали до пос. Кытлым, поселок военных и бывших золотодобытчиков. Военные что-то копают в соседней горе, по слухам там и горы то нет внутри одна крыша))) В общем зона-51 по-русски, туда не пускают и охраняют. Золото тоже не моют, драга которая на окраине раньше было достопримечательностью с 3-х этажный дом уже распилена на металл и вывезена, только лесопилка продолжает работать.
Некоторые члены команды рвались на г. Конжаковский камень-самую высокую в Свердловской области, поэтому мы на ночь глядя двинули по тропе в гору и миновав знаменитую дорогу идущую по реке доехали до поляны именуемой " КП Родник" по названию контрольного пункта во время Международного горного марафона "Конжак" , который ежегодно проходит тут, все бегут 21 км в гору и 21 км обратно на поляне поставили лагерь.

Заночевали и с утра парни из Полевского сели на квадры и двинули до "поляны Художников" 5 км по куруму и каменистой дороге, чтоб оттуда еще 7 км пешком до вершины, сходили и принесли одну фотку . Обещали за 2-3 часа "сбегать", но т.к марафонцы из нас те ещё.прошло 6 часов…Хрен знает как установлен рекорд марафона 3 часа ! кто ходил туда пешком, тот никак не поймет как такое возможно, это ж каким бегуном надо быть. В общем респект и уважуха его участникам!
А вся остальная группа в это время пережив утренний ливень вялилась на солнышке встречая и провожая пешиков которых даже в будние дни тут немало.Заодно прибрали мусор на поляне от горе-туристов и сожгли в огромном костре.
Парни пришли и мы как то резво двинули обратно в Кытлым и оттуда по горной тропе через перевал в д.Павда.
Дорога домой манила.
По пути отдельного внимания заслуживает случай с грозой и молнией.
группа остановилась на пару минут в начавшейся дождь, чтоб дождаться отставшего участника и в этот момент метрах в 50 от нас прямо в дерево на окраине дороги шарахнула молния! безумный грохот и треск, красные и белые вспышки огня! все оглохли от такого! впечатление что вот сейчас выгорит вся проводка в квадрах и в тебе…а ведь если б мы не встали то как раз были бы в том месте, а шли мы кучно…вот уж как говорят пронесло!  И сразу после этого взрыва ливень как по команде встал стеной, я сразу промок до нитки, хотя был в мембране.
И мы понеслись, нас будто что-то подгоняло…Мы гнали под такой ливень еще около 10 км до деревни и как въехали в нее он тут же закончился и вышло солнце…
Вот уж поверишь в лесного духа, он как будто нас выгнал с треском из тайги…вроде не грешили.

Вот так замечательно закончилось наше приключение. Цель достигнута-места красивые увидены, Бабиновская дорога пройдена насколько это возможно, а главное мы погрузились в историю, там в отдалении от людей границы ее стираются время там идет медленнее чем в мегаполисах и все явственней воспринимается. Появились новые знакомые и единомышленники. Что еще надо от отдыха?
Всем привет !
Немного статистики: пройдено-226 км, ходовое время- 27 ч:48 мин, средняя скорость-16 км/ч, макс.скорость-67,4 км/ч

Задавайте свои вопросы касаемо этого маршрута в комментариях под статьей - я всегда готов на них ответить!

2 Comments

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *