Бабиновский тракт-дорога построенная в 1597 году для соединения России с Зауральем и Сибирью по указу царя, нанятыми для этого крестьянами под руководством Артемия Бабинова, который по преданию тайком разведал путь у местных аборигенов.В течении двух лет были расширены просеки, выложены гати в местах болот.Бабинов за заслуги был назначен главным смотрителем дороги, получил от царя земли и был освобожден пожизненно от налогов.Всего длинна дороги того времени более 300 км.Дорога заменила единственный в то время водный путь в Сибирь, разведанный Ермаком за 20 лет до этого.Использование дороги по указу царя было обязательным, ослушавшиеся и использовавшие другие пути ловились и жестоко наказывались…
Старт состоялся в д.Павда Свердловской области.
Деревня во времена Артемия Бабинова являлась одним из ключевых населенных пунктов сибирского тракта.
План был примерно таким: пройти по тракту от Павды до Косьвы и попробовать пройти непроходимый никем участок в 10 километров от ур.Кырья до п. Растесс.Наша команда сосоящая из ребят гг.Чебоксары, Полевской и Екатеринбург разместилась на павдинской базе "Таежная рось". Нам выделили домик и накормили ужином, потом был костер, баня и шашлык с компотом.Все цивилизованно угомонились и на утро начались 3-х часовые сборы…собирались очень тщательно, один фиг забыли мало того что камеру го-про, но и СОЛЬ)))))
Наконец все на конях
Бабиновская дорога от д.Павда на протяжении 15 км представляет собой грунтовку отсыпную которая используется
По ней мы валили довольно резво глотая пыль и ямы с лужами, И вот подошли к тому месту где новая дорога уходит правее, а исторический тракт идет прямо в еле заметную щель в густом лесу шириной в легковую машину…ну что ж едем туда…(автомобилистам не советую)
временами первый квадр проваливался кудато…намека на то что здесь когда то был "тракт" и в помине нет. Форсировались ручейки и речки всегда сильно заболоченные и отдельное спасибо бобрам, бревна и пеньки в траве которая в рост человека- это тот еще сюрприз!..не зря видно говорят "убил бобра-помог туристу"…кому как)))
На следующий день намечались самые сложный непроходимый участок-или 3 варианта его обхода.
Первая попытка - историческое направление самого тракта непроходимо, сначала завалы, а потом вообще старый выруб, где ногами то очень сложно идти не то что на технике.
Третий объезд сначала начался старым волоком (просека по которой вытаскивали лес с вырубов не зарастает так как все перепахано, волок шел по руслу ручья и вот после несколько километров он просто закончился, ехать по заросшему руслу ручья стало просто невозможно…
В итоге сделаны выводы :
Участок 1 - по правому берегу Кырьи, историческая бабиновка, представляет собой старые захламленные вырубы, поросшие 5-15 метровыми деревьями стеной, колеи корневища и прочее…по нашему мнению авто-квадротехникой непроходимы 100%
Участок 2 - вдоль левого берега Кырьи, предполагался как обход- не существует-вырубы, болота, камни.
Участок 3 - предполагался как обход, обхода -начинался как старая заросшая колея, по руслу ручья, по старому вырубу по которой вытаскивали когда то лес, закончилась заросшим оврагом-непроходима 100%.
И главный вывод для истории и последователей : Бабиновского тракта, как цельной дороги или видимого прохода в тайге больше не существует! годы и люди сделали свое дело…
Получив для себя ответ на вопрос о возможности первопрохода по исторической Бабиновке и успокоившись, мы продолжили путешествие уже не в ритме "экспедиция!рви!ломись!первопроходи!", а в ритме спокойном и размеренном.
И во второй половине дня мы встали на дорогу от ур. Кырья которая большой петлей потом выходит снова на р.Кырья и Бабиновский тракт до заброшенной деревни Растесс. Дорога очень плохого качества, с большой колеёй.
Случилась небольшая поломка-появился свист, скрежет -оказалось выкрутился нижний болт кулака, гайка потеряна, крышка болта проточила желоб а диске, хорошо быстро замечено иначе бы распилило диск вдоль! Возите с собой гайки и болты! Поломка устранена за 5 минут, заодно совмещено с обедом. Едем дальше, начинаются красоты Уральских перевалов
Больше кроме этих захоронений в Растессе смотреть нечего. Поле покрытое в рост человека крапивой и с огромными кочками внизу, по нему ногами идти очень сложно, на квадре и то сложно ехать. Место специального посещения не заслуживает, только как точка маршрута.
Переночевав на окраине деревни, с утра снова встали на исторический Бабиновский тракт в сторону р.Косьва, он идет довольно четко хоть и используется очень редко, может раз в год кто-нибудь проедет а может и реже.
Первые несколько километров достаточно сложные для движения - это болота, истоки ручьев и речек. Мы толкали квадроциклы и лебедились.
Едем дальше, разбортовываемся, перегреваемся, на каждой вынужденной остановке в болоте, полчища комаров радуются неожиданному пиру и мстят за взорванное жилище… покормим их и едем дальше. В итоге болота сменились на красивейшие места, хребты, перевалы, под колесами твердый камень, открылись просторы и ветер сдул комарьё.Жизнь налаживается!
проезжаем броды с разрушенными мостами и домами у мостов (мостовых смотрителей), незабываем поплескаться и помыть радиаторы, забитые болотной тиной наглухо.
А ведь на улице давит под +30 !
По таким красивейшим и диким местам при солнечной и сухой погоде мы долетели до нежилой деревни Верхняя Косьва и броду через р. Косьва. Мы опасались большой воды в реке , так как предстоит пройти брод 150 метров шириной, и даже при нашей малой воде чуть выше колена загруженный квадроцикл сносит течением.
Думаю при высоте воды в 0,7 - 1 метр брод квадроциклами непроходим! Легко смоет и перевернет на камнях.
Пересекли реку, кто-то повисел на подводных камнях, но в целом благополучно. Помыли радиаторы, пообедали, кто-то даже искупался. На градуснике +30 гр…лето!
Едем дальше по красивейшим местам слева горы справа река к заброшенному поселку золотодобытчиков Тыпыл, дорога отличная проезжая для Нивы и Уаза, по ней пермяки ездят на Косьву рыбачить.Везде полно стоянок рыбацких, но ни одной души не встретили.
Брод через р.Тыпыл и далее р.Тылай красивые и с водой нам повезло, бывает там плавают даже "шишиги",таким образом по каменистым дорожкам иногда даже пересекая небольшие курумы вдоль гор и рек мимо знака Европа-Азия доехали до пос. Кытлым, поселок военных и бывших золотодобытчиков. Военные что-то копают в соседней горе, по слухам там и горы то нет внутри одна крыша))) В общем зона-51 по-русски, туда не пускают и охраняют. Золото тоже не моют, драга которая на окраине раньше было достопримечательностью с 3-х этажный дом уже распилена на металл и вывезена, только лесопилка продолжает работать.
Некоторые члены команды рвались на г. Конжаковский камень-самую высокую в Свердловской области, поэтому мы на ночь глядя двинули по тропе в гору и миновав знаменитую дорогу идущую по реке доехали до поляны именуемой " КП Родник" по названию контрольного пункта во время
Заночевали и с утра парни из Полевского сели на квадры и двинули до "поляны Художников" 5 км по куруму и каменистой дороге, чтоб оттуда еще 7 км пешком до вершины, сходили и принесли одну фотку . Обещали за 2-3 часа "сбегать", но т.к марафонцы из нас те ещё.прошло 6 часов…Хрен знает как установлен рекорд марафона 3 часа ! кто ходил туда пешком, тот никак не поймет как такое возможно, это ж каким бегуном надо быть. В общем респект и уважуха его участникам!
А вся остальная группа в это время пережив утренний ливень вялилась на солнышке встречая и провожая пешиков которых даже в будние дни тут немало.Заодно прибрали мусор на поляне от горе-туристов и сожгли в огромном костре.
Парни пришли и мы как то резво двинули обратно в Кытлым и оттуда по горной тропе через перевал в д.Павда.
Дорога домой манила.
По пути отдельного внимания заслуживает случай с грозой и молнией.
группа остановилась на пару минут в начавшейся дождь, чтоб дождаться отставшего участника и в этот момент метрах в 50 от нас прямо в дерево на окраине дороги шарахнула молния! безумный грохот и треск, красные и белые вспышки огня! все оглохли от такого! впечатление что вот сейчас выгорит вся проводка в квадрах и в тебе…а ведь если б мы не встали то как раз были бы в том месте, а шли мы кучно…вот уж как говорят пронесло! И сразу после этого взрыва ливень как по команде встал стеной, я сразу промок до нитки, хотя был в мембране.
И мы понеслись, нас будто что-то подгоняло…Мы гнали под такой ливень еще около 10 км до деревни и как въехали в нее он тут же закончился и вышло солнце…
Вот уж поверишь в лесного духа, он как будто нас выгнал с треском из тайги…вроде не грешили.
Вот так замечательно закончилось наше приключение. Цель достигнута-места красивые увидены, Бабиновская дорога пройдена насколько это возможно, а главное мы погрузились в историю, там в отдалении от людей границы ее стираются время там идет медленнее чем в мегаполисах и все явственней воспринимается. Появились новые знакомые и единомышленники. Что еще надо от отдыха?
Всем привет !
Немного статистики: пройдено-226 км, ходовое время- 27 ч:48 мин, средняя скорость-16 км/ч, макс.скорость-67,4 км/ч
Задавайте свои вопросы касаемо этого маршрута в комментариях под статьей - я всегда готов на них ответить!
Верхняя Косьва шикарна. Хочу туда снова, с дневкой ;-))
возможно в след сезоне и получится))