Кыртомский крестовоздвиженский мужской монастырь

Когда наша команда в 2017 году путешествовала вдоль Алапаевской узкоколейной железной дороги, мы заезжали попутно в труднодоступный Кыртомский мужской монастырь.  Всем очень понравилось место, его удаленность и умиротворенность. Но никто не планировал вернуться сюда еще раз. Я планируя поход на открытие сезона 2019 почему то подумал снова побывать там и меня поддержали мои товарищи. Хотя начало мая не совсем подходящее время для путешествия в тот район, из-за удаленности и расположенности в болотах и бродов подверженных затоплению в весенний паводок. А так же почти полному отсутствию дорог - только старые зимники и заброшенные насыпи узкоколеек. Но трудностями нас не испугать , а только заинтересовать! Поэтому решено было ехать. Погода внесла свои коррективы и сильный снегопад в конце апреля полностью закрыл землю и усложнил путь. К тому же большая часть команды все таки испугалась такого поворота и отказалась от путешествия. На маршрут вышли только самые стойкие, те кто решил поддержать меня в моем якобы "безбашенном" по мнению некоторых порыве. Забегая вперед скажу- только такие кажущиеся невыполнимыми походы и приводят в итоге к незабываемым впечатлениям и памяти на всю жизнь, а отнюдь не лайтовые покатушки в тепличных условиях, которые растворяются в сознании, как туман....

На старте в деревне Ключи было немного зябко , но светило солнце и прогноз предвещал неплохой день. Местные жители нас обнадежили ,что несмотря на то что говорят по телевизору про якобы паводок, его нет и он даже не начинался, это кстати видно было по тому что река пока в берегах. Вот так!  Кто еще продолжает верить новостям, даже не про политику?

Минуя новый мост через реку Ница, мы сразу ушли в поля и поехали по занесенной свежим и уже мокрым снегом полевой дороге. Наш путь лежал через реку Есаулка к деревне Зеленый Бор. По словам местных , которые как выяснилось слабо понимают окружающую обстановку дальше собственной деревни, переезд через реку должен быть сделан насыпью и дублироваться в паре километров старым мостом. На деле же выяснилось что насыпь давно размыта, а моста несколько лет уже нет.

Пройти реку вброд не представлялось возможным из-за начинающегося паводка и крутых берегов. Поэтому мы пошли по граням и лесу вдоль реки по направлению к старому зимнику обозначенному на Генштабе. Надежда была что там есть переправа. В итоге так и оказалось – еле живой мост, просевший и шириной чуть больше квадроцикла.

Мы с радостью переправились , так как путь объезда заранее спланированный на такую ситуацию был более 80 км и не очень нас обнадеживал. Далее по зимнику мы пошли в нужном нам направлении , он шел почти параллельно нашему плану-треку. Движение по зимнику очень сложное - сверху 10 см мокрого снега иногда с перемётами и больше , а под ним невидимые колеи и ямы с уже размякшим черноземом по которому идти ногами невозможно так как засасывает. На этом зимнике мы сожгли очень много запасенного топлива- расход был в районе 25 л./ 100 км.

Под конец дня нам на пути попалось очень обустроенное зимовье с часовней и баней. Мы были этому очень рады, так как сухих и без снежных полянок в лесу не было. Альтернатива палаткам в лужах теплое зимовье выглядела очень заманчиво! Конечно же мы за базировались на отдых.

Рано утром в зимовье приехали местные охотники на треколе, которые были удивлены. Проблем с нашим расселением не возникло, так как все понимают и уважают законы действующие в лесу. Мы познакомились и нормально пообщались. Попрощавшись и поблагодарив за уютный приют мы двинулись дальше наверстывать график. Сложная дорога его сильно затормозила. Улучшения не предвиделось и мы так же тяжело с переворотами и частыми застреваниями продолжали двигаться к цели.

В итоге через Зеленый Бор, мы выскочили на асфальт у деревни Благовещенское и немного отдохнув от грязеснегомеса двинулись дальше через полноводные броды реки Сусатка к одному из глухих поселков района –Березовскому. В лесах началось снова грязеснегомесное движение, к тому же иногда добавлялись захламленные лесорубами вырубки.

Дорога местами напоминала насыпь узкоколейки с размытыми мостами и почти полностью заросшая новым лесом. На подъезде к Березовскому нас встретила отличного качества прямая как стрела насыпь по которой мы долетели до деревни.

березовский

Деревня достаточно глухая, к ней идет только старый ус узкоколейки , который местные немногочисленные жители очень ревностно охраняют от желающих украсть рельсы на металл. Ведь это их единственная связь с миром. Поезда давно уже не ходят в этот медвежий угол , буквально,  так как следы медведей на каждом шагу. Ветка путей используется жителями для проезда на своих мотодрезинках "пионерках" в  Верхнюю Синячиха, а это, на минутку , около 70 километров пути!  Все - больше дорог нет!

Березовский мы проехали уже вечером , нам навстречу вышла только одна женщина из крайнего дома и удивленно провожала нас взглядом, видимо такое событие и техника тут бывает очень редко если не в первый раз. И Березовского мы достаточно быстро по дороге используемой местными доехали до брода реки Гаревка, который был с обозначенным мостом, моста понятное дело нет, он лежит ниже по течению большой плотиной, а река глубиной около 1,5-2,0 метров естественно непроходима вброд. Поискав объезды мы конечно ничего не нашли – очень сложный и заросший лесом берег , к тому же затопленный паводком. Было решено ставить лагерь на берегу реки а на следующий день пройти до монастыря всего 4 километра пешком. Ночь была относительно теплой +9 градусов.

Утром согласны были идти только я и Миша. Мы позавтракали и двинулись налегке к монастырю. Дорога после реки оказалась идеальной, по ней можно ехать не подключая полный привод, но река обломала такую возможность. В итоге за 40 минут мы добежали до монастыря, вспомнили место нашего прошлого лагеря и зашли на территорию. Сам храм оказался перекрашен в розовый цвет, нас это немного удивило.

Но видимо на то есть свои причины и наверное исторические. На территории монастыря нас сразу заметили монахи, но никто к нам не подощел, все занимались своими делами. Мы тоже внедряться в их личное пространство не стали и держались в сторонке , делая фотографии. Начался мелкий противный дождик с ветром. Погуляв по территории мы уже собрались уходить и проходили мимо храма , как из него вышел монах с ведром для уборки и заметил нас. Мы подошли и расположившись на ступеньках храма под козырьком разговорились с человеком. Он пригласил нас в храм но мы отказались, так как во-первых нас уже ждали товарищи в лагере, во-вторых раздеваться и снимать грязные вейдерсы с ботинками и оказаться в термобелье в храме совсем не правильно, а в вейдерсах и ботах в храм нельзя.

Как же хорошо вот так сидеть и очень неспешно разговаривать о жизни и монастыре с его послушником, так бы и просидел на ступенька целый день в такой беседе. О разных вещах мы говорили – о их жизни в монастыре , о вере в наше время…В итоге мы все же попрощались и пошли к своим. Шел дождь, река еще больше поднялась, еще бы немного и мы не смогли бы перейти ее по двум бревнам в виде мостика. Было тепло и судя по всему начиналась новая волна паводка. Мы быстро собрали лагерь и пошли в обратный путь. Я начал переживать о обратной проходимости преодоленных бродов и не зря...
В итоге все таки мы утопили на броде реки Сусатка один из квадроциклов, CF MOTO Х8 – его просто смыло с траектории брода на край где уже глубина больше 2 метров.

Он перевернулся кверху колесами и слава богу далеко не уплыл. Был вытащен и достаточно быстро реанимирован

но в процессе были сломаны изоляторы свечей , а запасных не оказалось.

Квадроцикл троил, грелся и перестал ехать вообще. Был прицеплен на веревку за HONDA TRX.

Обратный путь был по заранее продуманному на такие ситуации объезду через Урусова на Бердюгина, частично 60 км по асфальту, частично 25 км - по старой заброшенной лесовозной дороге. На этой лесовозной дороге мы и оказались ночью. Это оказалось совсем убитая дорога по которой Хонда героически тащила на полном ходу в темноте ночи, через болота, броды и промоины с колеями тяжеленный Х8 с хозяином. Со стороны этот процесс смотрелся как дикая движуха в глухом ночном,лесу свете прожекторов.  Я был удивлен, как Хонда это сделала и выжила. Это было феерично! Все очень устали , была глубокая ночь, у нас кончался бензин из-за такого темпа движения и характера дорог мы сильно выбились из нормы расхода и полностью истощили запасы топлива.

Оставаться еще на одну ночевку у нас не было ни желания ни времени ни запасов. Благо нам предварительно помогли бензином  местные в деревне Кондрахино, иначе мы бы не доехали. Хонда жрала бензин ведрами из-за такой нагрузки при буксировке. У остальных расход тоже был огромный.

В итоге мы все-таки выскочили на асфальт и по нему доехали до базы старта. Было около 3 часов ночи. Быстро переоделись, загрузились в прицепы и на поехали домой. Вот таким выдался наш поход посвященный открытию сезона 2019. Однозначно он запомниться на долго и будет всегда выделяться в линейке остальных наших путешествий.
Ребята,задавайте свои вопросы касаемо этого маршрута в комментариях под статьей - я всегда готов на них ответить!

Краткие выводы о работе в тяжелых условиях участвовавших квадроциклов :
CF Moto 500 и Х8: китайцы отработали отлично, подвело утопление Х8 и слом у него свечей. У 500-ки обрыв троса лебедки.
BRP Can-Am Outlander 650 X: квадроцикл новый - поломок нет,кроме почти сразу переставшей мотать в одну сторону лебедки - но это последствия вмешательства сервисменов дилера.
Honda TRX680: поломок нет, вытащила на себе по бездорожью более чем 600 килограмовый Х8, коробка АКПП живая, ремень бы умер. Крайне надежный квадроцикл!

Трек маршрута.  Еще больше треков в Большой Базе треков по Уралу и Башкирии.

 

3 Comments

  1. Максим

    А самое главное, зачем ехали про монастырь и не написали. Нигде нет информации о монастыре в нынешнее время, а не небольших статей, истории как было.

    1. Квадротуризм

      Наша цель — процесс, дорога, туризм. Чем мы и поделились. Если вам нужна подробная информация конкретно о монастыре — спросите в патриархии либо изучите самостоятельно вопрос и поделитесь с другими.

  2. Вроде бы все есть в этом Кыртомском монастыре.Тут и удаленность, и умиротворение. Такое нечасто где встречается. Но вот эти болота и местность как то отбили желание снова туда отправиться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *