Велсовский квадрат или с Севера на Юг

Мы давно искатали самые значимые места Северного Урала от района ТореПореИз до Сибиревского прииска и от Шудьи-Пендыш до Басегов, но оставалось только «белое пятно» между этими двумя районами и это пятно как раз в одном их самых малопосещаемых районах Северного Урала, назову его «Велсовский квадрат» - район рек Посьмак-Чурал-Велс-Шудья. Мною этот поход задумывался несколько лет назад, рисовался трек, обдумывались пути проезда, изучался опыт других команд.  Другие не менее интересные походы отнимали время и этот все время откладывался. Но вот звезды сошлись и планы сбылись! На 5 квадроциклах и 2 машинках 10 человек выдвинулись в путь. Стартовали из пос. Полуночное к Сибиревскому прииску по хорошей  старой технологической дороге. Эта дорога описана в прошлых моих походах. Теплый дождь на дорожку - хорошая примета!

сибиревский прииск

Достаточно быстро под меняющуюся теплую августовскую погоду мы доехали до Сибиревского прииска и устроили лагерь на берегу р.Велс. Отметились на прииске на фоне хребта Мартай.

сибиревский прииск
Развернули походную баню Мобиба и отметили первый день похода и пребывания в тайге праздничным походным ужином - стейки, шашлык...

сибиревский прииск

Ночь была дождливая, как и в прошлый раз моего посещения этого места. На следующий день выдвинулись к броду на реке Посьмак. Дорога представляет собой местами неплохую лесовозку используемую рыбаками, местами она сильно размыта дождями с небольшими оврагами, особенно на спуске ближе к Посьмаку. В последние дни сильные ливни подпортили ее и это особенно заметно, но проблем квадроциклам это не доставляет.

посьмак

Река Посьмак после последнего дождя немного многоводна, поэтому первой проезжает наш монстр-разведчик Кавасаки Терекс 1000 на 33 колесах, потом аккуратно с поддержкой проводим все квадры. Рисковать в первой воде не хочется поэтому перестраховываемся.

посьмак

Но все равно Гризлика как самого легкого немного смывает с траектории, но его ловит страховка перед уходом в основное русло и на веревке вытягивают на берег. Повезло. После брода делаем обед, варим на костре пищу и послеобеденно расслабляемся. Обед окончен - с дороги заезжаем в еле видимый проезд и двигаемся дальше по заросшей кварталке. Видно ,что тут никто летом не ездит.

Чурал

Овражки, колеи и начинающиеся небольшие завалы не вызывают опасений. Но ближе к притоку Чурала  реке Правая Рассоха завалы начинают увеличиваться, какие то пилим, какие то ломает своей массой Кавасаки Терекс.

северный урал

Он удивляет своей проходимостью и относительным комфортом - валить на нем одно удовольствие по такому сложному рельефу! Следом медленнее двигаются квадры. Сломался Гризлик ,перестает заводиться, цепляеем его за РЗР Хайлифтер 1000, тот тащит его по завалам, как танк!

 

северный урал

Ближе к 10 часам вечера завалы уже каждые 50 метров…и в итоге упираемся в мощнейший завал полосу начисто поваленного ураганом леса метров 150….я иду на разведку объезда и не нахожу его. Понимаем что сегодня к Чуралу нам не выйти, до него еще 4 км по треку. Лагерь разбиваем уже в темноте прямо на узкой тропе где выпилили для себя местечко. Палаткам едва находятся маленькие пяточки для установке в сплошной тайге. Ужинаем тихо и сразу все отбиваются - сказывается усталость от пиления и таскания бревен.

квадротуризм

На следующее утро настроение боевое и бодрое несмотря на болящие мышцы. В бою у нас три пилы – два сучкореза по 20-25 см и одна с 40 шиной. Не ахти какая вооруженность в условиях сплошного завала со стволами толщиной до полуметра. Но быстро позавтракав уходим на расчистку.

квадротуризм

Пилим…пилим…пилим. Масло и бензин уходят очень быстро.

квадротуризм

Расчищаем завал в 150 метров примерно за 2 часа. Жарит утреннее солнце, работа в вейдерсах не выносима, а без их защиты опасна,терпим и обливаемся потом.
Все запасы воды ушли очень быстро, начинаем пить запасы пива на весь поход вместо воды , жажда одолевает, пиво кончается, а завалы нет….

квадротуризм

После основного завала идут завалы поменьше, впереди 3,5 км до выхода на реку, но конца им не видно. Пиля ствол ,который сначала зажимает шину а потом резко отыгрывает в мою сторону , чтоб не вывихнуть кисть, отпускаю  пилу и падаю и пила сломана как щепка…..жопа случилась, теперь у нас фактически одна пила! Понимаю ,что нужна разведка, беру рацию, говорю другим, что ухожу вперед, в принципе её надо было сделать с самого утра. Никто не выразил желание поддержать. Ухожу один.  Продираясь через завалы медленно иду дальше по треку, шумлю, кричу, пою песни для мишки. Тайга почти сразу глушит визг пил, вокруг тишина и уральские джунгли....Через километр понимаю что поваленный лес не кончается, встречаю старые пропилы и объезды 7 летней давности команды из Азимут66, судя по их малой интенсивности видно, что им с пилением повезло больше нас.  Пройдя 1,5 км до того места где связь с командой стала неустойчива, понимаю, что дальше идти одному опасно да и незачем - у нас все равно не хватит ресурсов пропилить эти три километра кварталки и выйти на Чурал. Сообщаю, что возвращаюсь. Принимаем решение возвращаться к Посьмаку. Гризлик так и "едет" на веревке. Обратный путь примерно 14 км проходим достаточно тяжело несмотря на вчера пропиленные завалы.

квадротуризм

Лагерь ставим снова на роде Посьмака. Начинаем обсуждать возможные варианты эвакуации сломанного Гризлика. Но на берегу Посьмака славно покатавшись на веревке "супернадежный" Ямаха Гризли вдруг решил запуститься, как будто раньше не хотел ехать по завалам к Чуралу. Вроде не все так плохо. Разворачиваем баню и расслабляемся после тяжелых двух дней на лесоповале.

посьмак

На следующий день с утра Ямаха снова как ни в чем не бывала запустилась и тарахтит. Принимаем решение далее к Шудье - ехать вниз по руслу Велса , это примерно 25 километров. Прошли мощные дожди и есть опасение ,что вода в реке поднялась критично для квадров. Но другого пути нет - выдвигаемся! Миновав не работающий золотой прииск в месте впадения Посьмака в Велс, мы выходим на русло Велса и от берега к берегу по мелководью движемся вниз.

велс

Идется неплохо местами глубоковато, но пока не совсем критично для квадров и машинок. Но иногда встречаются и ямы, которые даже при прозрачной воде разглядеть не получается. Притапливаемся но проходим.

велс

Первым идет Кавасаки Терекс иногда его сменяет самый высокий квадр – тюненный СФ Х8. Не сказать что идем совсем лайтово, все в напряжении. Река грандиозна, а свисающие высокие берега с древними и суровыми елями и кедрами придают ей совсем не игривый характер.

велс

Природа, река  и тайга меня, повидавшего леса  Урала , впечатляет своей величавостью, это именно то зачем я сюда и приехал! В одном месте мы слегка притапливаем Терекса и сдаем назад, квадр решает нас обьехать и пройти немного другим курсов в обьез ямы,но всплывает и плывет.Дима борется  чтоб не перевернулся вверх колесами. Мы на Терексе принимаем решение метнуться в догонку на расстояние троса, которые предусмотрительно вытянули и сложили в кабине.  Терекс почти сразу тонет, из кабины через верх дверей уплывает барахло и бутылки, вода под шноркели, машина останавливается - обездвижена -  вариатор залит! Дима дальше еле удерживает квадр! Я почти плыву к Диме с тросом и цепляю его,чтоб тот не уплыл дальше в глубину. Остальные быстро занимают свои места и начинают слаженно помогать. Сзади к Терексу подходит, тоже чуть не утонув РЗР и цепляет его тросом. Кавасаки заводится , но вариатор залит и он не двигается, но может работать лебедкой. Так вереницей постепенно и вытягиваемся все на мелководье. Уффф….Пронесло! Адреналина полные вейдерсы, мы были на грани и избежали больших проблем. Утопив тут технику, особенно машинку, есть большая вероятность оставить ее тут же до эвакуации. Примерно так уже было когда то с нашим Поларисом в Запупонье.

велс

Далее река становиться еще сложнее,  леса и берега круче, иногда скалы сжимают реку, оставляя узкий промежуток для проезда, наученные происшествием все двигаются вдвойне внимательнее.

велс

Встретили рыбаков на лодках с водометными насадками на моторах, они явно удивлены увидев тут колесную технику на воде.
И вот мы наконец то добрались к устью реки Большая Шудья.

Далее с большим удовольствием уходим вверх вдоль реки по земле, по старой лесной заболоченной дороге. Но даже вязкая и заболоченная старая грунтовая дорога приятнее чем широкая и суровая таежная  река!
Таким образом под вечер мы оказываемся на широком, покрытом мягким мхом плато напротив горы Шудья Пендыш.

шудья пендыш

Прекрасное место, прекрасный закат и далее прекрасная теплая ночь! Ради этого мы и здесь!

шудья-пендыш

Плато у Шудьи-Пендыш красиво!

шудья пендыш
Прощальное фото  с горой перед выездом.

квадротуризм

На следующий день мы спустились по Выдергской грани к реке Кутим, пересекли ее много раз вброд добрались до реки Улс. На ее берегу пообедали и искупались в теплой воде Улса. Потом от Улса по достаточно сложному для квадров подъему-подъезду поднялись на плато Кваркуш и к вечеру оказались еще в одном отличном уголке плато, куда не так часто добирается основная масса посетителей.

кваркуш

Этом место отмечено и использовалось для ночевки нами не первый раз. Снова красивый закат, мягкий покров и спокойная ночь на вершинах плато.

кваркуш

На следующий день пересекли плато Кваркуш с севера на юг по известной всем дороге, в тумане спустились с него и доехав до БОО Кваркуш, воспользовались помощью персонала, чтоб почистить радиатор РЗР, который начал греться из-за забившей радиатор выдающейся жижи - грязи кутимских болот. Ребята с базы нам помогли с радиатором и заодно восстановили нам запас бензина, который впрочем нам не понадобился. За это им большое спасибо!  Снова заехали и проехали вдоль красивейшего Ольвинского камня, да еще в солнечную погоду!

ольвинский камень

Всегда говорю ,что это одно из самых красивых мест на Северном Урале, по моему рейтингу - второе после Молебного  камня. Народ погрузился в недолгий релакс, это место прям располагает к этому. Кто-то дремлет, кто-то завис на туманных далях...На фото вдали Конжаковский камень.

После Ольвинского камня уже известными нам дорогами минуя брод реки Иов долетели до базы Серебрянский камень, где на берегу реки устроили дневку повещенную окончанию похода. Снова была походная баня, купание в реке и вкусный ужин.

квадротуризм

Далее водители перегнали машины из Полуночного на базу, загрузили технику в прицепы и отправились домой.
По итогу - 6 дней в тайге, прекрасный поход, сложный и насыщенный новыми опытами и красивейшими видами суровой североуральской тайги! Путешествуйте, не теряйте время!
Трек похода.  
Еще больше треков в Большой Базе треков по Уралу и Башкирии.

One Comment

  1. Евгения

    Спасибо за впечатления.
    Когда нет возможности путешествовать — любопытно почитать.

    Особенно — когда на фотографиях встречаются родные лица 🤗

    Ярких путешествий вам и интересных маршрутов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *