Башкирия. Хребет Зигальга. Хребет Бакты.

После майского посещения севера Башкирии решено было вернуться сюда еще раз, может только немного южнее. Решено-сделано!  Район поселка Тирлянский был выбран не случайно. Во-первых это слияние нескольких горных хребтов с их высокими вершинами. Во-вторых  отличная транспортная доступность из Екатеринбурга тоже имеет важное значение и отличное место для базирования в поселке Учалы – база «Ургун»  с парковкой и крайне совковыми номерами, но этого вполне хватит переночевать и уехать на маршрут.  И вот после нескольких походов по родному Уралу наша команда собралась в очередной раз в теплой Башкирии. Заехали на базу вечером в четверг, чтобы быть на маршруте пятницу, субботу и в воскресенье к вечеру вернуться обратно. Планируемый пробег 300 км. Впереди хребты Зигальга и Бакты. Поехали…..

на старте

Ранние сборы, погода отличная, радио и необязательные синоптики обещают +33 гр. С. Не обманули в этот раз.
Сразу понимаем -мы очутились в отличных местах!

башкирия

Обращает на себя внимание местный колорит и население – все живут достаточно просто, аккуратные и чистые дворы и дома, простая техника и особенно запомнилось много стад скота, домашней птицы.

башкирия2

Везде рукотворные стога свежего сена на огромных полях , кони запряженные в древние косилками и крестьяне в ручную убирающие сено.

верхнеаршинское

Вот он дух Башкирии! Наши уральские поля давно уже обездушены сенными валиками, тракторами и опустошенными от домашней живности деревнями. Народ что-ли тут беднее и не может позволить себе мотокосилку и пресс-подборщик? Или все же в головах у них все по другому устроено...по правильному по крестьянскому, а не по заграничному фермерскому? В общем едем и любуемся, делаем фотографии, встречающиеся нам местные машут и приветствуют, мы в ответ отвечаем. Единственно плохо-пылища от девяти  квадров сильная и последним в группе не сладко красоваться видами.

башкирия леса

К обеду перевалили через хребет Уралтау по краю хребта Кунташмас и спустились к деревне  Махмутово – это аккуратная башкирская деревушка, стоит  на реке Большой Авняр. Не многолюдно, наверное все на полевых работах. Тут же на берегу сделали привал и обед.

Стадо гусей по соседству с нами ведет себя по-хозяйски, если надо выходит из воды и мимо стоящих квадров и нас  идет по делам, потом так же обратно. Не бояться ничего и никого. Некоторые из нас искупались – солнце жарило не по-августовски.

горя и поля

Дальше маршрут по лесам и полям  шел в сторону поселка Тирлянский. По пути случилась небольшая поломка у Гризлика 700 – разбило одну из проставок .

ремонт

Пришлось ее удалить. В поселке посетили стандартные достопримечательности- проехались по каменному желобу  в скале для узкоколейки и посетили знаменитое Тирлянское колесо . Вместе с местными пацанами  на пляжике некоторые из нас искупались.

тирлянский

После Тирлянского мы двинули в сторону Инзерских Зубчаток – скальных образований одноименного хребта. Дорога автомобильная ,для внедорожника ,а для нас асфальт. По путно с нами ехал Джимник и квадрик BRP с челябинскими номерами- их водители не здороваются, не улыбаются, хмуро петляют по своему маршруту. В итоге гордыня и невежество  завели их непонятно куда и когда мы уже уезжали с горы в сумерках они наплутавшись где-то только встретились  нам на встречу и замученные «спустились с небес»,  чтоб узнать правильное направление. А вот  взяли бы сразу поздоровались, пообщались, узнали дорогу и вместе с нами бы дошли до нужной точки.  Люди больны мегаполисом. Бог им судья. Здоровайтесь с встречными людьми в лесу !
А мы же доехали быстро, так же быстро нашли скальный цирк, к которому от места окончания дороги прошли около 500 метров пешком по тропе. Место красивое ,находиться в нем желательно не часик, как мы, а целый день, чтоб все облазить и осмотреть.

зубчатки

зигальга

Уже начинало смеркаться и немного спустившись к правому приток реки Миселя мы заночевали на подготовленной стоянке с костровищем и дровами. Спасибо тем кто оставил их после себя!

стоянка зубчатки

Допоздна мы сидели у костра и травили байки под темный ром и кубинские сигары.

лагерь зубчатки

На завтра подъем в 7-00 , упаковка и старт в 9-00 – обычное наше расписание. Утром нам предстояло дойти до Верхнеаршинского по лесной тропе обозначенной на Генштабе пунктиром, но потыкавшись в ее начало

брод

мы не обнаружили ни малейшего следа и ее остатков, поэтому вернулись к реке Тирлян и преодолев ее вброд

купание тирлян

траверсом горы Шум по старой дороге ушли в сторону остатков узкоколейки на западе. Вышли к река Арша и преодолев ее встали на твердую насыпь бывшей узкоколейки.

по узкоколейке

Узкоколейка довела нас до Верхнеаршинского по живописным местам лесной и горной Башкирии. Дальше наша цель хребет Зигальга и к обеду мы уже обедали возле экопоселения  Александовка. Почему экопоселение узнать не получилось даже из разговоров с местными. Теплицы и некоторые дома там и вправду необычные-куполами и пирамидами. Вот и все странности. Местные нас встречали вместе с детьми, их очень веселило зрелище проезжающих квадров и все они радостно махали нам, мы в ответ. До хребта Зигальга мы дошли по сначала дороге, а потом по заросшей тропе, которая есть на OSM картах. Далее оставив квадроциклы мы пешком сходили на гору Антенная, некоторые забрались до самого верха.

башкирия1

Из-за дождливой погоды и ветра и от незнания где находится сама антенна, мы ее не увидели, а жаль – зрелище наверное интересное, хотя говорят ее кто-то срезал...в общем не увидели мы ее.

башкирия (2)

Уже когда начинало смеркаться мы съехали с хребта Зигальга и заночевали на берегу реки Юрюзань возле хребта Бакты.

лагерь у бакты

Как обычно весело посидели до поздней ночи у костра за разными историями и шутками. Дождь закончился и было тепло.  Ночью дождя тоже не было, не было и комаров и я остался ночевал у костра под открытым небом. Полночи меня будили кабаны, хрюкающие и повизгивающие в кустах.

С утра мы знакомыми дорогами ушли к Уразово.

брод1

Попутно на горе Устубиек мы устроили обед прямо на траве не доставая столов и стульев

квадроциклы.

Было сухо, солнечно и тепло, вокруг поля и стога сена.

Послеобеденный сон, а кто-то поехал на саму вершину, чтобы сделать фото.

в ряд

Через пару часов мы были на базе. В небе стало темнеть и хмуриться , по тучам было видно ,что на этот раз это не дождик а буря с ветром и молниями. Так и случилось ,но мы были уже загружены и сидели в машинах. Вот так прошел очередной поход нашей команды по красавице Башкирии. Вернемся сюда в следующем году в более южные и горные районы. Получен действительно свежий заряд бодрости и настроения от общения с друзьями у костра и с пути и от окружающих красот сильно отличающихся от наших уральских мест.

Задавайте свои вопросы касаемо этого маршрута в комментариях под статьей - я всегда готов на них ответить!

Техника участвовавшая в походе:  СF MOTO 500, СF MOTO Х8, CF MOTO X5 H.O. EPS, Yamaha Grizzly 700, Honda TRX680, BRP Outlander MAX 1000 XT-P, Yamaha Grizzly 500. Вся техника достойно откатала, косячных поломок и проблем не смотря на жару и горные условия не выявлено.

3 Comments

1. Квадротуризм

из Тирлянского можно заказать вахтовку,либо на своем полноприводном авто,но не кроссовере.