Алтай. Перевал Ажу и озеро Джанкуль

Продолжение
Начало тут
Выход с плато Укок осуществили через уже известный нам по прошлому походу перевал Богомуюз.  Дорога  для нас не сложная. Достаточно быстро мы  заехали на перевал, попрощались с Укоком и двинули вниз к трассе на Беляши.

укокПо трассе в сторону Кош-Агача мы долетели до реки Тара и свернув налево начали по тропе вдоль ее русла подъем в перевал Ажу. Подъем чуть более 20 км. идет по долине реки среди горных лугов. Дорога явно малоезженая и местами сильно размыта потоками воды из притоков Тары.

озеро джанкуль По пути встречаем патруль пограничников - у нас проверяют паспорта ,узнают наши планы и желают дорого пути. Странное стечение обстоятельств - в таком глухом  месте именно в этот час встретить погранцов!   Начинается подъем на перевал Ажу.

перевал ажуПо сторонам огромные просторы  сужающегося к перевальному седлу ущелья, огромные ,около тысячи голов стада сарлыков (алтайских яков). Стада расступаются и бегут в стороны от нас- сарлыки очень боязливые. Движемся вверх по камням, дороги не видно идем просто по направлению выбирая более подходящий пусть среди камней. Я вижу как далеко внизу , метрах в 700-800 огромное бегущее стадо сарлыков на полном ходу разрезает,  как нож масло еще более быстрый табун полудиких лошадей во главе с черным вожаком….Очень впечатляющее зрелище!  Жаль это не снято из-за большого расстояния и нашего движения. И вот мы на перевале – высота перевала 2911 метров.

перевал ажуБеспощадное солнце, жара и полная тишина! Нам предстоит спуск вниз к озеру Джанкуль.  Дороги не видно , ухожу вперед, чтоб показать траекторию движения между камней. Спуск крутой около 30 градусов.

озеро джанкуль

После спуска уже на берегу озера вижу следы техники, дорога идее по воде вдоль горной осыпи. Проезжаем и встаем лагерем между двумя озерами –Джанкуль и Атаккуль. Красивейшая долина и отличное место!  Высота лагеря 2800 м .

Адаптируемся. Завтра дневка и запланирован подъем на высоту 3600 м. соседнюю с горой Ирбисту 3987 м – высочайшую точку Южно-Чуйского хребта. Утро выдалось отличным, завтрак и выдвигаемся на вершину 3600. Подъем не очень сложный, дыхалка не подводит и спустя несколько часов я оказываюсь на вершине.

ирбисту Отдыхаю, читаю записку в молочной пластиковой бутылке от предыдущих туристов, кладу в бутылку свой миниподарочек  горе– пять  туристических спичек. Начинаю осматривать окрестности – на  юго-восток  возвышается вершина  г. Ирбисту покрытая снегами, на северо-востоке ледник сходящий с нее, на юго-западе внизу между озерами точка нашего лагеря видная только в бинокль. Погода идеальная , но близится туча с другой стороны хребта.

ирбистуПровожу на вершине около получаса, строю два каменных тура и начинаю спуск вниз. По пути встречаю друзей которые медленно двигаются вверх. Налетает туча с градом и находясь в сильно наэлектризованной туче на хребте ощущаю разряды электричества прямо в макушку головы, трещит громко и голове горячо! От неожиданности падаю ниже камней, разряды прекращаются, но попытка снова встать на ноги приводит к новым разрядам в голову. И так пять раз пока я пригнувшись не ушел с гребня горы чуть вниз траверсом .  Страшновато от таких сюрпризов природы.

Когда все спустись в лагерь и делились впечатлениями от восхождения, все поделились  что получали эти разряды на одежде. Отдохнув мы не успокоились и совершили легкий трекинг вокруг озера в сторону истока реки Елангаш. Погуляли несколько часов, вернулись в лагерь и устроили расслабленное время препровождения.  Отличный вечер в лагере в преддверии надвигающихся дождей….

озеро джанкуль

Всю ночь шел дождь, ветра не было. Утром дождь продолжился с промежутками. Стало ясно что это надолго и в одном из промежутков без дождя мы быстро собрали лагерь и двинулись вниз к реке Елангаш. Внизу в долине реки мы выехали из перевальной тучи и встретили солнце.  Чем дальше вниз по долине реки в сторону села  Бельтир , тем дорога становиться раскатаннее и встречается больше людей, в основном это местные пастухи, но встречали и туристов. Далее мы поехали не по асфальту  Чуйского тракта, а по Кош-Агачской пустыне параллельно тракту. В прошлом году по этим местам проходил  ралли рейд Шелковый путь. Ехали сначала вдоль водоводов  идущих с гор, труб примерно 400 мм в диаметре просто проложенных по пустыне в сторону Чуйского тракта и поселков. Местами эта труба дырявая и в небо бьют фонтаны метров по 10-15 высотой. Потом через поселок Мурхор-Тархата мы по степи доехали до Кош-Агача, где и завершился наш маршрут.
Таким образом маршрут нами выполнен на 100 %  и мы побывали в еще более глухих уголках Укока и Южно-Чуйского хребта, совершили трекинг по красивейшим локациям. Прочувствовали и погрузились в красоту  не туристического попсового,а настоящего Горного Алтая!

Путешествуйте, старайтесь путешествовать там где до вас мало кто бывал!

Трек маршрута - поддержавшим проект !
Ссылки:
Еще больше треков - Большая База треков по Уралу и Башкирии.
Начало путешествия тут
Наш большой алтайский поход 2020 года.