Дорога на Торрепорреиз…или как я попал в «Запупонье»

Господин ФОРСМАЖОР в действии-планировал я лайтовый осенний поход на плато Кваркуш и Жиголанские водопады, а попал в район плато Маньпупунер, а вернее еще дальше, как мы в шутку назвали эти чудные малопосещаемые места — в Запупонье.

Предыстория такая:
плато Маньпупунер

980582es-960

стало почти попсовым местом, несмотря на относительную труднодоступность, к тому же прибавились сложности с посещением ввиду ужесточения пропускного режима в эту заповедную зону…и все это развило желание у некоторых моих квадродрузей протоптать новую трудную дорожку в малопосещаемый и малоизвестный район- к горе Торрепорреиз с её каменным городом, ходят слухи, что плато не менее интересное и даже более впечатлительное по сравнению с знаменитыми Пупами, что якобы там "место силы" и все такое…

102982es-960

Сам я однажды побывав у столбов,как то больше не собирался в тот район, по крайней мере летом.Были конечно смутные мысли посетить старый Илычский тракт-известную в истории одну из 9 дорог через Уральский хребет, которая служила торговым путем между манси и русскими еще в доермаковские времена…на Бабиновской был, и думал про Илычскую, но мысли какие- то несвязанные и смутные… А вот мои друзья упорно из года в год пытались попасть к Торепореиз. И это само собой с ходу не получалось т.к. не так это и просто, кто бывал в тех краях понимает....

И вот приехав после очередной попытки покорения домой, мне сказали что там остался один утопленник-квадроцикл и надо ехать спасать его, либо отремонтировать на месте, либо притащить на веревке… Особого желания соваться в тот район в сентябре у меня не было, тем более в осеннее время накануне снега, но видимо сыграл дух авантюризма, плюс желание помочь другу и я согласился. Спасательная команда не собралась,  по разным причинам люди отказывались ехать. Понятно что не каждый, вот так сразу может вырваться с работы на 7 дней, да еще не на пляж, а в осенние горы Северного Урала. В итоге накануне выезда стало понятно, что нас будет всего…трое (!) на двух квадрах (!)…сильно попахивает авантюризмом.

Стало немного очково. Я хоть морально и готов  к приключениям, но не безумный. Умом я понимал, что втроем в это время там в горах, накануне снега, на двух квадрах очень рискованно и можно оставить там и эту технику. А еще надо и не просто ехать, а тащить утопленника! В общем затея с результатом "фифти-фифти", а при плохом раскладе и того хуже. Но согласие дано, заднюю врубать не принято и мы поехали!
Доехали до знакомых ребят в Вижае, там переночевали и рано утром по-быстрому упаковавшись тронулись в путь. Как сказал ранее - нас было трое на двух квадрах : Гризли 700 и Арктик Кэт Муд Про 1000…который в полной снаряге вез двух человек, снарягу, запас бензина на 2 квадра и шмурдяк - это всего груза ок 300 кг!  Это жесть для езды по куруму, но деваться некуда - барахло и так сократили  по-максимуму.  Не взяли даже большие шаклы из-за веса, заменили маленькими.
e1e742es-960

Поехали. На первых ста метрах при подкачке колес у Кота сел аккумулятор и пришлось заводить с прикуривания. Стало грустно. Но ничего с собой был пауэрбанк на 14800 мАч, который исправно выполнял свои функции всю дорогу.
О дороге до Пупов особо писать нечего, понаписано в красках много. Броды, Ушма, база Ильича, перевал Дятлова и дальше ничего интересного до самого Отортэна.
От Вижая до подножия г. Отортэн  доехали за световой день. Никого по пути не встречали - сезон окончен, пустота...
Перевал Дятлова Маньпупунер и Торрепорреиз квадроциклы
Переночевали под Отортэном  и быстренько затащились на "стену", которую к этому году почти уже сровняли и налегке можно заехать без лебедки
Перевал Дятлова Маньпупунер и Торрепорреиз квадроциклы

На второй день ночевали на хребте уже за Маньпупунером вдали от всех дорог. С видом на Пупы с северо-запада. Мы попали в Запупонье!
Это совсем другой мир в отличии от раскатанной сотнями джипов дороги на Пупы, где полно мусора по-краям. Оставленные какими-то свиньями и аккуратно сложенные канистры и пластиковые баки - типо "берите наздоровье кому надо"(да кому они нахрен нужны в такой дали?) и прочие атрибутами дороги массового посещения. Запупонье - это глушь, где ничего нет кроме направления!
Перевал Дятлова Маньпупунер и Торрепорреиз квадроциклы
вначале это направление очерчено старым широким следом вездехода
941742es-960
а потом и вовсе просто болота и завалы на некогда известном старом Илычском тракте
961742es-960
еле заметный пешеходный след говорит о том что тут ходят пешики на Торик или медведи
1e1742es-960
на квадрах тут еще никогда никто не ездил, пару недель назад здесь ребята шли по руслу реки, потому что завалы не дали возможности ехать по тропе. Мы эти завалы пилим и пилим и пилим и пилим, нам ведь по реке против течения "утопленника" не вытащить
591742es-960
вот эта речка по которой туда ехали "квадропервопроходцы"
7b1742es-960
речка мелкая, но с ямами, где в очередной раз остановившись ребята подняли муть которая ушла ниже по течению и перекрыла обзор дна, что и привело к утоплению и дальнейшему клину двигателя (как мы потом поняли) квадроцикла Полярис. Этот Полярис и ждал нас терпеливо вторую неделю где-то впереди.
Перевал Дятлова Маньпупунер и Торрепорреиз квадроциклы
К концу третьего дня мы прибыли на конечную точку откуда хотели отправить СМС связному и родным о том что мы на полпути, но спутниковый телефон Турайя показав нам полную шкалу на антенне, сказал "out of service".  Зашибись!  Последняя ниточка - выручалочка с цивилизацией оборвалась. Но погодка выдалась солнечная, отступать некуда.  Искупались в этой самой речке ! на северном Урале! в сентябре! во как!
Потом были попытки завести, прокачать, просушить, отремонтировать....но все напрасно - двигатель заклинило, гидроудар.  Ужинаем и ложимся спать — утро вечера мудреннее.
А утро выдалось мокрое, и впереди страшное болото с окнами ловушками, сейчас уже совсем сырое, по нему тащить буксир и нее дай бог сорвать в буксовке верхний слой мха!
Потащили
dc9742es-960
Коняре, литровому Коту все нипочем — 300 килограмовый Полярис на веревке для него не вес, тем более завалы мы прочистили. Постоянно отвешивали на уклонах, а они там везде, и ехали.
219742es-960
Прошли это болото нормально, зря боялись, бояться надо сырые подъемы
Перевал Дятлова Маньпупунер и Торрепорреиз квадроциклы
вышли наверх откуда видны с северной стороны Пупы, прояснилось и мы смогли насмотреться на красоту
Перевал Дятлова Маньпупунер и Торрепорреиз квадроциклы
так мы шли и шли пока на одном из скользких подъемов передний редуктор тягача не сказал "идите вы нафиг- я устал!", с типичным ударом. Стало грустно…погода портилась. Еще когда шли сюда, было понятно, по крайней мере мне, что затея с вытаскиванием-утопия, ну не вытащить одним квадром, даже таким мощным, другой из такой *опы. Слишком тяжелые дорожные условия для техники. А в запасе всего два квадра из которых один легкий Гризлик - вообще не тягач, а так для компании.
Ну и вот, после поломки стало ясно -дальше его не утащить, а если упираться, то можно оставить тут и Кота, и убегать втроем на Гризлике-перспектива мрачная, тем более произошла резкая смена погоды…это север детка! Опустился туман который уже не проходил, сильно усилился ветер временами очень сухой, все это говорило, что в любой момент может лечь снег, а ложится он тут не покрывалом, а сразу метровым слоем за пару часов! И впереди далеко еще самая высокая точка хребта г.Отортен, заваливает которую в первую очередь и остаться за Отортеном отрезанными от мира снегами очень не хотелось, такое кстати уже было, но слава богу с другой стороны, с одним из участников нашей команды.
Вобщем оттащили утопленник подальше от дороги, тщательно замаскировали и двинули дальше на заднем приводе и вдвоем с пассажиром на герое-коте и помощнике гризлике. Ветрищще такой что подогрев ручек бесполезен, дождь летит вертикально и проникает сквозь мембрану, руки греем от глушителя
955742es-960
Едем "челночим" чтоб не нагружать на подьемах и курумнике кота. Это значит один уезжает вперед метров на 200,оставляет квадр и идет пешком, второй доходит до квадра и едет обгоняя идущего, так же проезжая 200 метров оставляет квадр и идет пешком, идущий снова едет на квадре…такая тактика очень эффективна и скорость передвижения практически не падает, зато разгружает технику на сложных участках.Потом стали "челночить" втроем двумя квадрами, чтоб пилоту гризлика было не скучно)))
К чести Арктик Кэта он ни разу при такой загрузке не задел защитой курум, только иногда фаркопом. Просвет в 35 см,14 колеса на 28 резине делают свое дело хорошо.
Таким образом мы один раз переночевав возле знаменитого "болота" напротив г.Койп, к вечеру второго дня, уже в темноте свалились с перевала Дятлова в кривые березы, где и переночевали.
С утра собирая по пути свои пустые канистры из закладок, чтоб не поступать как те водятлы
Перевал Дятлова Маньпупунер и Торрепорреиз квадроциклы
мы днем уже были в Вижае.
Попарились в баньке у знакомых, переночевали на постелях и погрузившись с утра двинули домой.
2ed742es-960
Миссия не выполнена, но не беспричинно, стало ясно что требуется и как все нужно делать, чтоб спасти утопленника Поляриса. Странное дело, но после похода я практически не устал, и спустя пару недель, понимаю, что мне снова охота в тот район.

История продолжается…
61d742es-960
Пройдено около 380 км.
Средняя скорость в горах 6-7 км/час

PS : спустя год при помощи джиперов из Ижевска и Озерска, этот легендарный квадроцикл слегка порваный медведем и сильно ушатанный при буксировке все таки  вернулся хозяину....Нельзя, ребята ломаться в такой глуши!

2

2 Comments

  1. Пётр пермский

    Добрый день суток! подскажите как там сейчас с пропускным режимом? пустят в заповедник?собираюсь летом попробовать скататься

    1. Квадроурал

      в заповедник не пустят точно,надо пропуск. До границ доедите без проблем

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *