Квадропоход «Демидовская Чусовая»

Начало
Для горных заводов иметь собственный выход на Чусовую было всё равно что дышать самостоятельно. Пускай заводы на Чусовой будут небольшими… Лишь бы они были. Лишь бы вырваться на этот берег, с которого открывается путь в Россию и в Европу. Первыми в этих краях стали Строгоновы-старейший род промышленников получивший на откуп предуралье и Урал еще при Иване Грозном, им на пятки наступали Демидовы, тоже имевшие огромные "аппетиты" и планы на Урал и Сибирь…Границей их владений стала так и названная — река Межевая Утка.

Целью нашего похода стало посещение земель, пристаней, мест где стояли заводы этих промышленников. Ясно что от них не осталось уже почти следа, но всё говорит о том что раньше и совсем не давно, еще в начале прошлого века, эти места были наполнены людьми, поселениями, деревнями кипела жизнь…сейчас же это практически пустынная местность заброшенная местным населением, за исключением лесорубов, который вырубают остатки делового леса оставляя бесхозные выруба и проплешины. Неосвоенный туристической отраслью край.Тем не менее природных красот от этой заброшенности меньше не становиться!

В планах как обычно этот поход появился практически сразу после  квадропохода "Тропой Ермака", увидев какие это красивые места было решено вернуться сюда еще раз, на этот раз проехать не уходя далеко от красот вдоль реки Чусовая. Написание трека, подготовка и набор команды неспешно продолжались пару месяцев. Сама команда собралась практически молниеносно-в нее вошли старые участники прошлых походов и примкнувшие ребята из соседней Тюмени, за что им уважение!
Первыми на точку старта в поселок Илим приехали тюменские ребята, переночевали на окраине деревни…померзли-температура по ночам опускалась до -8 гр.
А утром из Екатеринбурга подтянулась основная команда.

Река Чусовая квадроциклы

Все определились на место стоянки и начали "расчехляться", как бы мы не договаривались, как бы не хотели, но процесс расчехления занимает всегда ок. 2х часов…время у нас было, погода стояла солнечная и ясная, поэтому все шло своим чередом…встреча-за встречу, знакомство-за знакомство…все как обычно.

53d0696s-960

В итоге вся команда -11 квадров и 12 человек выстроилась для общего фото…ЧИИИЗ!

Река Чусовая квадроциклы

и всё! шелуха облетела, суета улеглась-мы в пути! длинная вереница квадров неспеша, деловито грохоча проследовала по главным улицам деревни и встала "на крыло"

Река Чусовая квадроциклы

и погрузилась в облака пыли…сухая погода превратила щебеночный "автобан" Илим-Колпаковка в дакаровский участок фэшь-фэшь…это чтоб жизнь малиной не казалась!
И что? да ничего! чумазые и радостные мор…лица на первой обязательной стоянке сборе/утряски груза говорили о том что и это в кайф!

Дальше лесовозная грунтовка до Чусовой и моста через нее по пути в поселок Сулём , место чалки рудных барж Демидова.
По пути проехали первое препятствие размытый мост и остановились на месте старой деревни Илим, сейчас там стоит беседка с крестом и обещанием построить тут часовню и памятник погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.

Река Чусовая квадроциклы

Вокруг поля, остатки поселения, виды заброшенности кипевшей когда-то жизни…
Дальше мост через Чусовую, не так давно вместо него был простой понтонный мост, который ходил ходуном и наполовину затапливался, когда по нему проезжала машина…сейчас большой стальной мост…куда? зачем? дороги то нет, размыта и не поддерживается. Наверное есть кто это понимает, но не мы, ну и ладно, нам дороги не нужны, а мосты пригодятся
Небольшой перекур и фотосессия на мосту заставленном на всю ширину и пол длинны квадрами и дальше через пригорок въезжаем в пос.Сулем

f3b0696s-960

В Сулеме обязательная остановка у "памятника совку"

 

1d9b256s-960

 

Сулём — старое село. Оно было основано в 1671 году. Однако люди здесь жили и ранее. В устье реки Сулём по обоим берегам были обнаружены два археологических памятника. Кроме того, здесь была плавильная печь, в которой тысячелетия назад выплавляли бронзовые изделия.В 1715 году село было передано Демидовым. В 1735 году Акинфий Демидов завез сюда своих крепостных и построил Сулёмскую пристань. С нее отправлялись барки с металлом знаменитого Невьянского завода.

Основная достопримечательность села не такая уж и старая-это сооружение (кто-то называет его музей под открытым небом, а я "музеем совка" по доброму) из остатков сельхоз. машин, барж и прочего железа, сделанное парой местных энтузиастов в 1980-х годах

Дальше по плану есть отворот в лес и подъезд к Романов-камню, скале на Чусовой. Подъезд задумывался мною как, во-первых посещение красивого природного места, старинного кладбища на месте поселения и заодно проверка на зуб внедорожья (предполагалось, что в лесу снега по колено).Все посмотрели, снега почти не встретили, вернулись на дорогу через 15 км. И погнали до д.Харенки, любимого места бывшего губернатора области, благодаря этой любви место и так красивое немного преобразилось-памятником Демидову посередине реки, хорошо асфальтированной дорогой и красивыми дачами у реки. Проезжаем деревни Усть-Утка, Баронская и Харенки
Не спеша проехали по красивым старинным улицам Усть-Утки, взбаламутили водников которые стапелились на площадке, по улице Харенок с их дачами, которая к слову выглядит очень пустынной…толи время в полдень здесь считается ранним, толи все привыкли к колонне из 11 квадроциклов…но глядя по сторонам я лично не увидел ни одной души.

Остановились в историческом месте-границе владений Строгоновых и Демидовых-мосте на река Межевая Утка Так как мы шли в с небольшим опережением графика, я решил провести группу на камень Омутной, немного в стороне от маршрута, но одно из самых красивых мест на Чусовой, грех не посетить

Дальше через мост возвращаемся на левый берег Чусовой и едем посмотреть с другого берега вдоль Чусовой на памятник Демидову

Чусовая
ожидал увидеть его "по колено" в воде, но судя по всему паводок спал раньше и были видны даже камни у подножья.

Это порадовало (я про паводок) так как на закуску первого дня у нас преодоления брода на реки Кашка, одном из крупных левых притоков Чусовой. Первый брод через реку Кашка, все напрягались по этому поводу, но все обошлось, воды около 40 сантиметров , течение несильное. Пересечение брода "по течению" под углом 45 гр. поэтому не смывает особо. Выезд достаточно пологий и не скользкий, без ступеней. К слову у брода нас ждали два товарища, два Паши…знавшие по переписке с форумов, что мы будем в это время у брода. В свое время в 2014 году они проходили этот брод и очень помогли нам показав нужную траекторию. Мы прошли брод, помахали им ручкой и договорились назавтра вместе с ними ехать до камня Писанный, это дальше по маршруту.

Ребята после этого поехали к себе на дачу в Харенки.
Как и планировалось брод пройден и на другом берегу огромное поле, урочище Кашка. Здесь тоже когда то кипела жизнь, а сейчас красивая стоянка для нас и красивый галечно-песчаный пляж для нашей бани "Мобиба", которую вместе с печкой привезли тюменцы.

Баня и ныряния в реку-это нечто! на улице сумерки и холодает, но никто этого не замечает- в полном разгаре вечеринка квадроциклистов…опустошается балласт и лишний вес с квадров!
Когда кто угомонился не понятно, но снова ярко солнечное и прохладное утро и снова сборы. снова в путь…
Сегодня план — валить по лесу до камня Писанный с каменным крестом и потом до урочище Серебрянка, где в Чусовую с другой стороны впадает река Серебрянная ( места прошлого нашего похода). Ранее думалось что это будут самые тяжелые в плане бездорожья места, т.к. снежная зима и снега по фаберже…но на месте все оказалось проще, много снега победило много солнца.
Ребята с женами из Харенок подъехали к нам как мы и договаривались к 9-00,но у нас еще был разброд и шатания, парни поулыбались и пошли дальше посоветовав держаться их следа. Ну у нас на руках был их прошлый трек поэтому мы не сильно переживали по поводу "заблудиться".
Неспешные сборы и команда на конях, не обходится без подгоняния самых медленных, тех кто был вчера самым быстрым, громким и веселым 🙂
Едем…дорога лайт, хоть и захламлена деревьями. Снега нет, грязи нет…кое кто начинает жаловаться на отсутствие "мяса" и предлагает двигаться прямо по лесу…вот что делает с людьми грязезависимость?!
Подъехали ко второму крупному притоку Чусовой реке Чизма, даже без разведки сразу в брод , так можно когда знаешь что перед тобой прошли два квадра, проход под 45 гр. по течению через остров, выезд небольшая ступенька. Воды по колено,в общем лайт снова.…Но тут в рацию -"стойте! у нас поломка- горит лампа на БРП, льет ручьем масло! кароче все очень плохо ! всем хана! "
напряглись, но не торопимся разворачиваться на узкой тропе, стоим ждем…снова "езжайте к нам, все плохо!"
Разворачивается Гризлик и сваливает обратно, через некоторое время приезжает и сообщает что народ купается в речке скраю брода и веселится, а лампочка просто моргнула и кароче ничего страшного. Шутить изволили…
Пробивается в рацию вызов от Паши, они впереди давно ждут нас на полянке у реки — "Где вы? что у вас?езжайте к нам тут поляна и красота!" первая часть колонны едет на поляну где дожидается остальных, чтобы снова двинуть дальше. Поляна эта-это урочище Пермяково, здесь тоже жили люди а в Гражданскую войну в тыл армии Колчака, преодолевая вдоль Чусовую вброд заходили отряды красноармейцев…а сейчас тишина и покой, только птички да ветер…

Доехали до креста на камне Писанный, короткая фотосессия.
Крест поставлен в честь рождения одного из Демидовых, кто желает узнать точнее может поразбирать надписи высеченные не кресте, чем некоторые из нас и занимались))

20160501_135330

постояли и уходим дальше, пытаемся догнать график. Стоянка в этом месте затянулась, а также увеличились стоянки по пути следования. "Фотоперекусы" увеличиваются. После Демидовского креста выходим прямо на дорогу Рассоленки - ур.Журавлик. Начинаю понимать, что из графика мы выбились и на место планируемой ночевки в деревне Кын мы точно сегодня не попадаем.
Пытаемся по треку написанному по спутнику и при помощи генштаба напрямую выйти к устью реки Серебрянка, понимаю что реальные "дороги" сильно отличаются от Генштаба и напрямую нам если и пройти, то только за пару дней, это в планы не входит.

Принимается решение в любом случае идти до урочища, но сделать это в объезд, выходим на грунтовки и в итоге встаем на тропу ведущую к устью Серебрянки. Стоит отметить, что тропа очень живописная, идет по хребту горы, а справа и слева Чусовая, мы как бы едем в петлю-мешок длинной в 5 километров, образованный рекой. По реке Серебрянке спускались баржи с рудой для заводов Строгоновых. В верховьях Серебрянки мыли золото и стоял завод графа Шувалова. По Серебрянке в самом начале освоения Урала походом на Сибирь проходил Ермак Тимофеевич со своей дружиной. Это одно из важных мест на реке Чусовая.
Но не без приключений продвигаемся, сначала пропадает электропитание у БРП, все гаснет, но устраняется…и под конец, когда пропилившись по тропе первая часть группы выскакивает на красивейшие поля и находит место стоянки с навесом в рацию кричат
"SOS! на Поларисе лопнул колесный диск!" начинаем перебирать варианты от продолжения путешествия с березовым поленом вместо колеса, до "утопить американца в Чусовой", но Алексей с Гризлика устраняет поломку за несколько минут при помощи камеры, заплатки и герметика для шиномонтажа.
 ремонт квадроцикла
Все, а особенно владелец Паласа, очень рады и шумно оккупируем новую полянку. Сегодня по плану отмечание моего ДР.  Уже 8 лет я отмечаю его в таких красивых местах в окружении друзей-единомышленников!
Снова баня собрана и поставлена, снова накрыт стол под навесом. Спасибо всем кто был со мной и кто поздравил, снова незабываемый день!

 

На следующий день уже все без исключения понимают, что вчерашний дневной расслабон выбил окончательно нас из графика, и хотя я закладывал один день плюсом на такой случай, но некоторые члены команды решают прекратить дальнейший поход и двинуться в сторону дома. Все вместе выходим из леса на лесовозку до Илима, окончательное выяснение потребностей и решается, что 6 человек на 6 квадрах идут дальше по маршруту,6 человек на 6 квадрах возвращаются к месту старта и домой. Скупая мужская слеза на прощание и клубы пыли в разные стороны свидетельствуют о том, что кто-то дальше не о чем не думает, живет сегодняшним моментом и получает кайф, а кто-то уже строит планы и начинает решать проблемы и заботы с такой радостью недавно оставленные )))) Каждому-свое.
Дальше мы, те кто продолжает, отправились в деревню Кын, до неё оставалось совсем немного лесовозки, оказалось, что это очень красивое место исторически значимое для промышленников и рудокопов. Здесь был один из самых крупных заводов Строгоновых, остатки которого сохранились и посей день. Здесь была пристань барж, которая тоже сохранилась.

Деревня живет, народ отмечает праздники и проводит дискотеки. На номерах машин уже 59 регион-это Пермь…как далеко же мы забрались! Закупаемся в магазине всем необходимым, а точнее пивом и сигаретами. По пути встречаемся с большим караваном сплавщиков на связанных между собою лодках и катамаранах, вместо груза у которых на палубе стоят стальные кеги с пивом. Сплавщикам весело и интересно, и мы зацепляемся языками еще на несколько минут с ними. Фотографируемся и едем дальше к нашей цели-деревне Бабенки или еще дальше если получится к урочищу напротив деревни Верхняя Ослянка. Светит солнце, ясное небо, тепло. останавливаемся на самой высокой скале на окраине деревни с которой просматривается весь Кын и окрестности, а внизу течет не спеша Чусовая. До чего же красивое место, надо обязательно побывать тут еще раз! Нарисованные трек ведет нас вдоль берега, где мы преодолеваем крутой на грани для Гризликов спуск к реке, напротив красивейшая стена-скала.  Едем дальше -наша цель Верхняя Ослянка! Какое то врем едем по дороге которая в итоге уходит в воду! Это когда вода в  реке малая эта дорога есть, сейчас слева скала, справа река и колея в реку…не пройти. Ребята на гризли начинают нервничать от мысли подняться обратно в это подъем, так как выхода с этой полянки -западни больше не просматривается, но все же порыскав по краям поляны мы находим, где можно подняться по диагонали. Дальше пятляем по полям, лесам и вырубам пытаясь найти выход на тропу и в итоге попадаем на нее-это редко используящаяся дорога-лесовозка с колеями по колено. Видимо вывозили лес и нарыли. Хорошо сейчас в меру сухо иначе показалась бы она очень веселой. Хотя на литровом коте ребятам все же постоянно приходится работать рулем и телом. С краю дороги взлетают и почти не улетают глухари и тетерева, в одном месте с краю стояла семейка лосей и наблюдала за шумной компанией непонятно кого…

Через пару часов пути упираемся в размытый мост через речушку, разведав окрестности решаем чуть в стороне форсировать на лебедках, так как очень крутые берега примерно по грудь от уровня воды плюс илистое дно и квадру не выехать. Первым пошел Гризлик, протиснувшись между прибрежными завалами, подлебедился и выскочил…ждет других. Длинным квадрам тяжело они вязнут в болоте, упираются в деревья, лебедятся вперед и назад, но все же по одному проходят и при помощи варновской 3500 лебедки…достается только Поларису, выбираясь на крутой берег он рвет привод. Едем дальше без привода.
Под конец дня начинает наваливаться усталость, сегодня много проехали, поработали и становиться уже тошно от дороги, понимаем что до Верхней Ослянки нам не дойти, хоть и осталось всего 5 км, но усталость и порванный привод заставляют встать на ночевку с краю деревни Заречная (Бабенки).Деревня живая, вернее пару домов, выглядывают и машут люди. Дорог к деревне нет, связи с миром тоже, только по воде на лодке, но люди живут и чем то занимаются, есть даже будка спутниковой связи.
Выбрал с краю деревни стоянку и начали размещаться на ночь, готовить ужин…все устали, да нас уже не так много как в начале, поэтому все спокойно и размеренно без криков и шума.

Ночь выдалась особенно холодной, градусник показывал -8 гр. С С утра на квадрах, столе и шлемах толстый слой инея, но восходящее солнышко отвоевало у зимы нашу поляну.

Обратный путь по этой веселой дороге мы прошли быстрее, был один (не первый) переворот литрового Кота, и более ничего особенного. Поларис так и ехал с подбитым приводом, особо не беспокоясь и не показывая всем рану.Снова с краю дороги недалеко слетают глухари…у них сейчас весна, ток…
В Кыне купили лимонаду и дальше нас ждет до самого Илима сотня с лишним километров отсыпанной щебнем местами проложенной плитами в колею и как после бомбежки лесовозной дороги.
Случился казус неприятный- с замыкающего Гризлика отпали вещи и потеря вовремя была не замечена, возвращение назад несколько километров результата не принесло. Получается лес забрал свою дань или комуто из колхозников очень повезет найти модную палатку и спальник и все жизнь поминать добром приезжих квадроциклистов за такой подарок. Будем так думать))
Таким образом проехав по местами нормально а местами убитой лесовозке, мы в 12-00 уже были на краю поселок Колпаковка, где рядом с навесом на берегу какого-то болотца, на солнышке, отобедали тем что осталось и добив последние 15 км оказались на опустевшей стоянке. Неспешно зачехлились сделали пару фоток на память и двинули в микроколонне из трех машин в Екат…

 

В суету городов
И в потоки машин
Возвращаемся мы —
Просто некуда деться.

И спускаемся вниз
С покоренных вершин,
Оставляя в горах,
Оставляя в горах свое сердце.

Другие наши походы вдоль Чусовой:
-К камню Великан
-Осенняя Чусовая
-Тропой Ермака

Немного статистики: всего пройдено — 300 км, ходовое время — 33ч:19мин, средняя скорость-25,6 км/ч.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *